Ученые Института истории и международных отношений под руководством профессора Юрия Георгиевича Чернышова со 2 июля по 15 августа 2021 года в Алтайском крае и Республике Алтай провели экспертный опрос по теме «Формирование региональной идентичности и политика исторической памяти». Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31118. В результате определен «рейтинг» важных для формирования региональной идентичности фигур, определены наиболее популярные символы «двух Алтаев», отмечены особенности проводимой политики памяти.
Сохранение памяти о прошлом своей «малой родины» играет очень важную роль в формировании идентичности жителей регионов и в том, какой образ региона в результате складывается в общественном сознании. Регион «самобытный» или «обычный», «интересный» или «скучный», «активно развивающийся» или «депрессивный»? Гордятся ли жители своим регионом, чувствуют ли привязанность к нему, или же стремятся при первой возможности из него уехать? Сложившиеся стереотипы восприятия территории могут сильно влиять на социально-экономические процессы: демографию, отток или приток мигрантов, посещаемость туристами, привлечение внешних инвестиций и т.д. Именно поэтому важно проводить исследования в данной области.
В опросе участвовало 50 экспертов в таких научных областях, как история, политология, социология, философия, экономика, медицина. Более половины опрошенных имеют ученые степени кандидата или доктора наук. Опрос проводился преподавателями, аспирантами и сотрудниками кафедры всеобщей истории и международных отношений АлтГУ.
В задачи исследования входило:
- выделить объективные факторы, которые, по мнению экспертов, в наибольшей степени повлияли на формирование образа региона и идентичность жителей;
- выявить акценты региональных органов власти при проведении политики исторической памяти, при организации мемориальных мероприятий;
- выделить важные исторические события, которые, по мнению респондентов, в наибольшей степени повлияли на идентичность жителей;
- определить основные, по мнению опрошенных, символы региона и «знаковые» фигуры;
- проанализировать и обобщить рекомендации экспертов по проведению политики исторической памяти.
Полученные результаты пока еще обрабатываются, готовится к публикации научная статья по итогам исследования.Но уже сейчас можно сказать, что опрос принес много интересных оценок и полезных рекомендаций. Выявлен, например, наиболее высокий «рейтинг» таких важных для формирования региональной идентичности фигур, как В.М. Шукшин (для Алтайского края) и Г.И. Гуркин (для Республики Алтай), определены наиболее популярные символы регионов, отмечены особенности проводимой политики памяти.
«Хотя имиджи «двух Алтаев» остаются для внешней аудитории малоразличимыми, в них очень много специфических черт, – отмечают исследователи. – Важно, чтобы «места памяти», «знаковые фигуры», «ключевые символы» оказывали влияние в молодежной среде, в пространстве которой постепенно «фрагментируется» передаваемая поколениями историческая память. А наше прошлое не должно утрачивать для нас свое значение».
Организаторы опроса выражают благодарность всем экспертам, представившим содержательные ответы и ценные рекомендации в ходе проведенного исследования.