Аннотация. Имиджи северокавказских регионов, определение в них места историко-культурного наследия требуют сравнительного изучения, которое позволит определить общее и особенное в подходах к их формированию и текущему состоянию. В разделе строится гипотеза о том, что общее историческое прошлое, наличие единого этнического компонента в структуре населения Республики Адыгея и Кабардино-Балкарской республики схожим образом репрезентируются в имиджах исследуемых регионов и рассматриваются как значимый символический капитал. Особенности же, напротив, позволяют выделить то уникальное, на что регионами делается ставка при формировании имиджа и в процессе брендинга республик. Уникальность республик, ее осознание и репрезентация базируются на характерных для каждого из регионов неповторимых историко-культурных феноменах. Это становится одним их значимых инструментов политики региональной идентичности. Исследование имиджа и бренда республик, в том числе в контексте идентичности, осуществляется на основе анализа данных массового социологического опроса и экспертного опроса, проведенных в двух республиках в октябре 2023 г., на материалах различных всероссийских площадок – выставок, конкурсов, где регионы так или иначе себя презентуют, а также изучения историко-культурного ландшафта регионов.
Ключевые слова. Имидж региона, бренд региона, брендинг, историко-культурное наследие, идентичность, Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская республика, адыги (черкесы).
Summary. The images of the North Caucasus regions, the determination of the place of historical and cultural heritage in them require a comparative study, which will allow us to determine the general and special in approaches to their formation and current state. The section builds a hypothesis that the common historical past, the presence of a single ethnic component in the structure of the population of the Republic of Adygea and the Kabardino-Balkarian Republic are similarly represented in the images of the studied regions and are considered as significant symbolic capital. Features, on the contrary, make it possible to highlight the unique things that regions rely on when forming an image and in the process of branding the republics. The uniqueness of the republics, its awareness and representation is based on the unique historical and cultural phenomena characteristic of each region. This becomes one of the most significant instruments of regional identity policy. The study of the image and brand of the republics, including in the context of identity, is carried out based on the analysis of data from a mass sociological survey and an expert survey conducted in two republics in October 2023, using materials from various all-Russian platforms – exhibitions, competitions where regions present themselves in one way or another, as well as studying the historical and cultural landscape of the regions.
Keywords. Image of the region, brand of the region, branding, historical and cultural heritage, identity, Republic of Adygea, Kabardino-Balkarian Republic, Circassians.
Жаде Зуриет Анзауровна, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права, конституционного строительства и политологии, заведующий лабораторией этнокультурных проблем ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет».
Куква Елена Сергеевна, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры философии и социологии ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет».
Zhade Z.A., Dr. Sci. (Politics), Professor, Head of the Department of Theory and History of State and Law, Constitutional Construction and Political Science, Head of the Laboratory of Ethnocultural Problems, Adyghe State University.
Kukva E.S., Cand. Sci. (Sociology), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Philosophy and Sociology, Adyghe State University.