Большая колыванская ваза («Царица ваз»)

История

Большая колыванская ваза – произведение камнерезного искусства из зелёно-волнистой яшмы, экспонирующееся в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург). Вес вазы – 19 тонн, а высота изделия с пьедесталом – 2,57 м. Считается самой большой вазой в мире.

1815 – на ревневской каменоломне Алтайского горного округа рабочими под руководством И.С. Колычева был расчищен от осадочных пород крупный утёс зелёно-волнистой яшмы. От утеса были отделены камни, пригодные для создания больших чаш.

1819 – на ревневской каменоломне был обнаружен монолитный 11-метровый участок. Удалось отделить монолит длиной 8,5 м, который из-за трещины пришлось разделить на две неравные части. Пригодной для работы была признана лишь та часть камня, которая имела длину 5,6 м.

1819 – управляющий Колыванской фабрики М.С. Лаулин представил Кабинету Александра I модель и чертежи добытого монолита яшмы.

1820 – Кабинетом Александра I был отправлен ответ с рисунками и предписанием об изготовлении эллипсовидной чаши. Автором проекта чаши стал архитектор А.И. Мельников.

1828 – началась работа над проектом по изготовлению чаши: с помощью 230 рабочих в течение 8 дней камень был вытащен к каменотёсному сараю и поднят на метровую высоту. Первичной обработкой монолита занимались около 100 мастеров.

1830 – первично обработанный камень был уложен на дровни и вручную, силами 567 человек, был передвинут на 30 верст в Колывань.

1832-1843 – велась работа над проектом на Колыванской фабрике: обтёска «полотенца» чаши (верхней части); создание ёмкости чаши; нанесение орнамента и полировка поверхности. К этому же времени был найден камень для пьедестала.

1843 – отправка чаши из Колывани в Барнаул. Из Барнаула чаша была отправлена в Санкт-Петербург.

1843 – изделие было доставлено в Санкт-Петербург.

1845 – ваза была помещена в проезд здания Нового Эрмитажа, в течение 4 лет для чаши сооружали специальный фундамент.

Колыванская ваза (Архив ФГБУК «Государственный Эрмитаж»). URL: https://hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.+applied+arts/164142

1849 – ваза была окончательно поставлена в музей. Здесь же к вазе добавили украшения из бронзы — венок из дубовых листьев.

Значение для имиджа региона

Большая Колыванская ваза — один из ключевых символов Алтайского края. Она изображена на гербе и флаге региона, а также на ордене «За заслуги перед Алтайским краем». Безусловно, она положительно влияет на имидж территории, поскольку находится в одном из главных музеев страны – Эрмитаже. И многие жители России, и иностранные туристы могут ее увидеть. Считается, что одним из первых ее увидел историк П. Свиньин, который не смог сдержать восхищение: «…Она изумляет и доказывает богатство сибирской натуры…». Кроме того, знаменитый композитор и пианист С.С. Прокофьев, когда сочинял музыку для балета «Каменный цветок», часто приезжал в Петербург, подолгу стоял возле вазы, любовался и говорил: «…Сколько чудес таится в камне! Как это можно выразить в музыке? Как сделать так, чтобы камень запел? Меня начинают мучить тайны Хозяйки Медной горы и тайны этой вазы…» [3].

В отличие от большинства чаш, которые были сделаны мастерами того времени, Колыванская ваза считается уникальной: она имеет овальную форму (в то время многие чаши были квадратные или круглые). Кроме того, для изготовления квадратных или круглых чаш часто использовали шлифовальные машины, однако чашу овального размера можно было сделать только вручную. Созданная алтайскими мастерами ваза считается одним из шедевров искусства, который поражает своей красотой, величавостью, уникальной ручной работой. Загадкой остается то, что ваза не была расколота, хотя многие исследователи считают, что хрупкий обрабатываемый материал обязательно должен был дать трещину. Поэтому Колыванская ваза имеет еще и историю своего «загадочного» создания и транспортировки. Некоторые исследователи не считают ее монолитной. Впрочем, чаша все равно считается «Царицей ваз», а алтайские мастера, безусловно, проявили здесь настоящие таланты.

Литература

  1. Беркетова Д. Глыба на ножке. 7 фактов о создании «Царицы ваз» в Алтайском крае // Altapress.ru. 25 января 2023. URL: https://altapress.ru/story/gliba-na-nozhke-faktov-o-sozdanii-tsaritsi-vaz-v-altayskom-krae-318786
  2. Кинева Л.А. Роль камнерезной вазы в формировании интерьерного ансамбля русского классицизма // Академический Вестник УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН. № 4. 2019. С. 90-94.
  3. Колыванская ваза // Радио классической музыки «Орфей». 26 июня 2022. URL: https://orpheusradio.ru/programs/hermitage/2022-06-26/6511-kolyvanskaya-vaza
  4. Мавродина Н.М., Ольховая Е.А. Колыванская ваза – гордость русского камнерезного искусства // Камнерезные шедевры Эрмитажа. URL: http://www.minbook.com/site_files/27-1_RU_78-79.pdf

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *