История
1948-1949 – были обнаружены первые мумии пазырыкцев археологом С.И. Руденко. Раскопки проходили в долине реки Большой Улаган в Восточном Алтае. Благодаря оледенению тела сохранились, а после их извлечения начали быстро разлагаться, в результате чего руководитель принял решение о препарировании мумии. См. также статью «Пазырыкские курганы».
1993 – в одном из курганов с вечной мерзлотой была найдена сохранившаяся мумия молодой женщины, впоследствии получившая наименование «Принцесса Укока». Раскопки на плато Укок в Кош-Агачском районе проводились под руководством археолога Н.В. Полосьмак. Обнаруженное тело женщины лежало на боку с подтянутыми ногами. На коже сохранились татуировки, а на голове — парик из волос, шерсти и войлока высотой в 90 см. Мумия была передана на хранение музею Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН в Новосибирском Академгородке.
1995 – был воссоздан облик женщины, обнаруженной на плато Укок. Воссозданием занимались ученые Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. В результате исследования было выдвинуто предположение, что это была властная и волевая женщина возрастом около 40 лет.
1997 – местные жители, узнав о проводимых на плато Укок раскопках, обратились к членам Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай. Было принято постановление «О запрете раскопок курганов в Кош-Агачском районе». Пересмотрели данное постановление только в 2002 году.
2003 – произошло мощное землетрясение в Кош-Агачском районе. Данное событие местные жители связали с фактом отсутствия на Алтае мумии знаменитой «Принцессы Укока».
2005 – новосибирские археологи В.И. Молодин и Н.В. Полосьмак были удостоены Государственной премии России «за открытие и исследования уникальных комплексов пазырыкской культуры VI-III веков до нашей эры на территории Горного Алтая».
2006 – был снят документальный фильм А. Жаровской «Месть алтайской принцессы», на который в этом же году в журнале «Сибирские огни» вышла критическая статья А. Лучанского.
2012 – мумия женщины была перевезена из Новосибирска в Республику Алтай в бронированном саркофаге на вертолете. Ее тело передано на хранение Национальному музею имени А.В. Анохина в Горно-Алтайске.
2014 – Совет старейшин Республики Алтай принял решение о захоронении «Принцессы Укока». Решение было одобрено Главой республики. Вслед за этим прошла кампания по сбору подписей за погребение «Принцессы Укока». В поддержку выступил алтайский шаман Акай Кине (Сергей Кыныев). Однако администрация Национального музея им. А.В. Анохина не дали своего согласия на захоронение.
2015 – несколько жителей Республики Алтай обратились в городской суд с иском о захоронении «принцессы». Суд отклонил заявление. Шаман Акай Кине, занимавший должность президента духовного центра тюрков «Кин Алтай», обратился в кассационный суд, чтобы обжаловать решение. В жалобе было отказано.
2016 – для проведения медико-биологических работ для оценки состояния мумии и ее сохранности сотрудниками Национального музея имени А.В. Анохина были приглашены московские специалисты Всероссийского научно-исследовательского центра биомедицинских технологий ФГБ НУ ВИЛАР. Музей предоставил, с учетом рекомендаций специалистов, возможность посетителям увидеть мумию женщины с татуировками.
Политика памяти. Значение для имиджа региона
Получившая известность в России и за ее пределами «принцесса Укока» стала как историко-культурным, так и политическим феноменом. Найденная при раскопках могильника Ак-Алаха археологом Н.В. Полосьмак мумия женщины получила сразу несколько наименований: Принцесса Алтая, Принцесса Кадын, Алтайская принцесса, Укокская принцесса, княжна с Укока, Ак Кадын, княжна Кадын, леди Кадын, леди Укока, Оочы Бала, ледяная Владычица, ледяная принцесса, Алтайская леди и т.д. Хотя, согласно мнению археолога В.И. Молодина, «принцесса» относилась к средним слоям населения, игравшим роль служителей культа. Тем не менее, «феномен принцессы» оказался в центре внимания различных общественных групп и представителей власти Республики Алтай, настаивавших на возвращении найденной мумии на родину, о чем писал в своей статье журналист Антон Лучанский. О подчеркнул, что «каждый, кто на протяжении последних 10-12 лет наблюдает за общественной жизнью в Горном Алтае, знает, что тема взаимосвязи раскопок 1993-го года и землетрясения 2004-го последовательно педалируется определенными представителями общественности и власти республики. Так называемая “принцесса Кадын” стала чем-то вроде знамени национального движения. Это знамя в своих целях используют все желающие». Можно сказать, что именно в этом был политический аспект находки, активно обсуждаемой в СМИ. В историко-культурном контексте «принцесса Укока» стала символом региона, о чем высказалась заместитель директора Национального музея им. Анохина Э.А. Белякова: «Участились случаи религиозного паломничества, преподнесения специальных даров (собирается целая коллекция одежды, тканей, картин с ее изображением). Она стала главным туристическим объектом региона, символом возрождения национальной культуры». Кроме того, «местное население, алтайцы», согласно оценке исследовательницы Н.Р. Жолудевой, «придали открытию важное значение – «принцессу», в частности, отождествили с богатыркой из героического эпоса Очи-бала, непобедимой защитницей алтайского народа». Таким образом, находка была тесно связана с традиционными верованиями алтайского народа в то, что «принцесса» охраняет покой здешних мест и защищает от всяких бед и напастей. Именно поэтому ее хотели вернуть в Республику Алтай. Эта находка, несомненно, также повысила привлекательность региона для туристов.
Литература
- Белекова Э.А. «Укокская принцесса» в Национальном музее Республики Алтай имени А.В. Анохина: возвращение, экспонирование // Мир Большого Алтая. 2018. № 4(3). С. 376-384.
- Доронин Д.Ю. Что опять не так с «Алтайской принцессой»? Новые факты из ньюслорной биографии Ак Кадын // Сибирские исторические исследования. 2016. № 1. С. 74-102.
- Жолудева Н.Р. К вопросу об общественной реакции на археологические открытия // Известия Иркутского государственного университета. 2015. Т. 13. С. 106-113.
- Лучанский А. Мракобесие в эфире Первого канала // Сибирские огни. 2006. № 12. С. 162-168.
- Полосьмак Н.В. Двадцать лет спустя // Наука из первых рук. 2013. № 3(51). С. 7-22.
- Полосьмак Н.В. Путь к небесным пастбищам // Наука из первых рук. 2014. 2014. № 3-4. С. 104-115.
- Принцесса Укока (Принцесса Кадын) // Алтай туристический [сайт]. URL: https://www.vtourisme.com/altaj/bogatstva-altaya/1152-printsessa-ukoka