Пазырыкские курганы (Улаганский район)

История

1865 – началось изучение пазырыкской культуры благодаря описанию скифо-сибирского мира В.В. Радловым, изучавшим находки из курганов Катанды (близ Уймонской долины) и Белой Берели (Казахстанский Алтай).

1924 – была проведена первая экспедиция с целью изучения могильников. Экспедицию проводили сотрудники этнографического отдела Русского музея города Ленинграда. В ней принимал участие археолог С.И. Руденко.

Пазырыкские курганы (автор фото Галина Горшенина) с сайта Туристер.ру. URL: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/ulagan/placeofinterest/40066

1929 – прошли первые раскопки археологом М.П. Грязновым под руководством С.И. Руденко. Они были осложнены труднодоступным местом расположения, нехваткой рабочей силы и оледенением самой могильной ямы глубиной 4 м. и площадью в 52 м2. Раскопанный первым крупный могильник получил наименование «Первый Пазырыкский курган». По названию урочища «Пазырык» южного склона Улаганского хребта было введено в научный оборот наименование новой археологической культуры – «пазырыкская». Она была связана с населением Алтая в скифскую эпоху.

1936 – была опубликована археозоологическая работа ученого С.В. Афанасьева о найденных десяти золотисто-рыжих верховых коней из Первого Пазырыкского кургана. В следующем году вышла статья ученого В.О. Витта об изученных им скелетах и черепах лошадей.

Мумия мужчины из пятого могильника (автор фото Александр Фокичев) с сайта Туристер.ру. URL: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/ulagan/placeofinterest/40066

1947-1949 – проводились раскопки второго, третьего и четвертого курганов археологом С.И. Руденко. Во время раскопок пятого могильника была обнаружена мумия мужчины. При раскопках шестого, седьмого и восьмого курганов присутствовал исследователь В.О. Витт.

1952 – была опубликована в журнале «Советская археология» статья ипполога В.О. Витта о роли лошади в обществе ранних кочевников.

1967 – на комплексе Пазырык в Восточном Алтае проводил свои исследования археолог С.С. Сорокин. На материалах впускного захоронения монгольского времени он стремился изучить жизнь алтайцев в монгольский период истории.

1992 – алтайский художник И.И. Ортонулов подготовил художественную композицию «Пазырык» для Национального музея им. А.В. Анохина.

1993 – в результате проведенных раскопок были найдены мумии мужчины и женщины. Важной особенностью находок были сохранившиеся татуировки на телах, фрагменты одежды, высокий парик на голове женщины, а также повозки и маски для лошадей (см. статью «Принцесса Укока»).

Политика памяти. Значение для имиджа региона

Курганы в Горном Алтае представляют собой древние погребальные сооружения и сегодня привлекают внимание широкого круга ученых-археологов. Курганы урочища Пазырык, расположенные на правом берегу реки Большой Улаган, представляют собой могилы родовых или племенных вождей V-IV вв. до н.э. и имеют довольно продолжительную историю открытия и научных дискуссий. Пазырыкские курганы состоят из пяти курганов, хотя некоторые исследователи (например, Я.Е. Лукерина) указывают восемь. Их цепь пролегает с севера на юг вдоль долины. Несомненна значимая роль Пазырыкских курганов в формировании имиджа Республики Алтай. Об этом написала в своей статье доктор исторических наук, профессор М.А. Очир-Горяева: «Традиционно археологические памятники скифской эпохи Горного Алтая рассматриваются как составная часть древностей степного пояса Евразии. Таковыми они и являются и в природно-географическом отношении, и в культурно-историческом аспекте. Более того, материалы пазырыкской культуры Горного Алтая играют роль символа скифской эпохи, его визитной карточки. Такое восприятие древних памятников Горного Алтая объясняется прежде всего уникальной сохранностью в погребениях пазырыкской культуры мумифицированных останков погребенных людей, сопровождавших их коней, а также многочисленных предметов из дерева, кожи, шерсти и других органических материалов». Таким образом, находки Пазырыкских курганов в Улаганском районе Республики Алтай дали археологической науке ценный материал для изучения древних культур в этом регионе.

Литература

  1. Лукерина Я.Е. Начальный этап изучения сопроводительных захоронений лошадей из Пазырыкских курганов // Известия Алтайского государственного университета. 2012. № 4-2(76). С. 149-152.
  2. Очир-Горяева М. О двух ареалах Пазырыкской культуры Горного Алтая // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2014. № 3 (26). С. 46-54.
  3. Руденко С.И. Сокровища Пазырыкских курганов // ДеД Алтай [сайт]. URL: http://ded-altai.ru/history/arkheologija/sokrovishcha-pazyrykskih-kurganov
  4. Серегин Н.Н., Константинов Н.А., Марсадолов Л.С. Впускное захоронение монгольского времени из комплекса Пазырык (по материалам раскопок С.С. Сорокина в 1967 г.) // Теория и практика археологических исследований. 2018. № 3(23). С. 96-107.
  5. Стяжкина О.В. Первый Пазырыкский курган: история начального этапа изучения // Известия АлтГУ. Исторические науки и археология. 2021. №3 (119). С. 80-84.
  6. Урочище Пазырык — пазырыкские курганы // Администрация муниципального образования «Улаганский район» [официальный сайт]. URL: http://улаган-адм.рф/urochishce-pazyryk-pazyrykskie-kurgany.html

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *