Биография
1870 – Г.И. Гуркин родился в с. Улала Бийского уезда Томской губернии. Происходил из рода Чорос.
1896-1907 – поездка в Санкт-Петербург, учеба и работа у И.И. Шишкина; знакомство в Томске с Г.Н. Потаниным; становление Г.И. Гуркина как талантливого и самобытного художника Алтая.
1917 – в г. Бийске прошел I съезд представителей инородческих волостей Бийского и Кузнецкого съездов. На съезде Г.И. Гуркин был выбран в качестве Председателя Алтайской Горной Думы.
1918 – Г.И. Гуркин был выбран Председателем Каракорум-Алтайской окружной управы.
1918 – впервые появляются подписи на картинах художника: Чорос-Гуркин. Исследователи подчеркивают, что тем самым Г.И. Гуркин, видимо, хотел легитимизировать свою политическую деятельность, поскольку от рода «Чорос» вели свое происхождение ойротские князья.
1919 – арест художника по политическим мотивам, некоторое время Г.И. Чорос-Гуркин находился в Бийской тюрьме.
1919 – вынужденная эмиграция: сначала в Монголию, затем в Танна-Тувинскую республику.
1924 – Г.И. Чорос-Гуркин получил разрешение от Ойротского обкома ВКП (б) для возвращения на Алтай.
1933 – в Чемале Г.И. Чорос-Гуркин писал картины по заказу находившейся там жены М.И. Калинина; к XVII съезду партии создал картину «Ойротия по пути и заветам Ленина».
1934 – Г.И. Чорос-Гуркин оказался под следствием по обвинению в националистической деятельности. Вскоре художник был оправдан.
1937 – по заказу Союза советских художников Г.И. Чорос-Гуркин начинает писать картины о партизанском движении в Горном Алтае, о социалистическом строительстве и т.д.
1937 – арест Г.И. Чорос-Гуркина.
1937 – бездоказательно обвинен в шпионаже в пользу Японии и расстрелян.
1956 – Г.И. Чорос-Гуркин был посмертно реабилитирован.
Политика памяти. Значение для имиджа региона
1991 – в Республике Алтай была проведена конференция, посвященная 120-летию со дня рождения Г.И. Чорос-Гуркина. Конференция стала местом, где шло переосмысление роли художника как политического деятеля.
2006 – в г. Горно-Алтайске был открыт памятник Г.И. Чорос-Гуркину. Во время открытия художник был назван официальными лицами «отцом-основателем».
В настоящее время сохраняется память о Г.И. Чорос-Гуркине не просто как о талантливом алтайском художнике (об этом см. отдельную статью в 3-м разделе). Он зачастую воспринимается на «малой родине» как национальный герой и лидер, за ним закрепился имидж «основоположника алтайской государственности».
Литература
- Михайлов Д.А. Идеологема возрождения и конструирование алтайских национализмов // Антропологический форум. 2016. № 31. С. 63-85.
- Самыкова И.В. Художник и революция (общественно-политическая деятельность Г.И. Чорос-Гуркина) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. 2008. Сер. 6. Вып. 2. С. 159-164.
- Чернышов Ю.Г., Дерендяева А.Д. Художник в политике: эволюция образа Г.И. Чорос-Гуркина как общественно-политического деятеля // Вестник Пермского университета. Политология. 2023. Т.17. № 2. С. 82-90.