Эл Ойын (всенародные игры, народная игра) – национальный алтайский спортивный праздник, с участием всех живущих на Алтае народов и фольклорных групп.
1988 – впервые состоялся «Эл Ойын» в Онгудайском районе Республики Алтай. Праздник стал проводиться каждые 2 года.
1990 – праздник получил статус республиканского.
1990-2004 – праздник проводился в различных районах Республики Алтай.
2006 – постоянным местом проведения праздника становится долина «Кабайлу-Межелик», расположенная неподалёку от алтайского села Ело Онгудайского района.
2018 – праздник «Эл Ойын» вошел в ТОП-200 лучших событийных проектов России и стал обладателем Гран-при в номинации «Лучшее этно-культурное туристическое событие 2018» Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards.
2022 – XVII Межрегиональный праздник был приурочен к Году культурного наследия народов России и к 100-летию государственного статуса Ойротской автономной области.
Значение для имиджа региона
Эл Ойын – один из самых масштабных праздников алтайского народа. «Народная игра», как отмечают жители региона, является духовным единением, служит национально-культурному возрождению, укрепляет дружбу и братство славянских и тюркских народов.
Так, с 2006 г. праздник проводится на «исторической родине», в Онгудайском районе. Считается, что именно здесь 12 алтайских зайсанов составили письмо императрице Елизавете Петровне с просьбой о принятии в подданство Российской империи алтайского народа (в 1756 г.). Таким образом, практика празднования еще связана и с конкретным «местом памяти». При этом перед началом праздника обязательно проводится обряд поклонения Алтаю, освящение земли, на которой будут проводиться игры.
Важно отметить и то, что на праздник собираются делегации из Монголии, Тывы, Хакасии, Казахстана и др., что положительно влияет на имидж республики, позволяет наладить сотрудничество с другими территориями.
В рамках праздника проводятся различные соревнования: Алтай Куреш (борьба), Алтай шатра (шашки), Камчи (игра с плеткой), Кодурге таш (поднятие камня), Тебек (набивание волана), Токпок чачары (метание булавы), Тонжаан дугуриш (бег с партнером), Эмдик уредиш (объездка необученной лошади) и др. Особый интерес на празднике представляет обращение к традиционной духовной культуре алтайцев. Вспоминаются архаические жанры фольклора и используются древние музыкальные инструменты. Проводятся конкурсы горлового пения, заслушивают сказителей, виртуозов игры на шаманском бубне и др.
В целом праздник Эл Ойын стал этнокультурным символом и традиционной практикой празднования в Республике Алтай.
Литература
- Плавская Е.Л. Традиционная культура алтайцев сегодня: праздник Эл Ойын // Идеи и идеалы. 2012. № 2(12). С. 150-157.
- Тадина Н.А., Эбель Е.М., Ябыштаев Т.С. Праздник Эл Ойын как этнокультурный символ в конструировании имиджа Республика Алтай // Известия Иркутского государственного университета. 2022. Серия «Геоархеология. Этнология. Антропология». Т. 40. С. 67–77.
- Тадина Н.А, Ябыштаев Т.С. Праздник Эл Ойын в свете ритуальной роли родовых лидеров алтайцев // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Выпуск XXVII. Барнаул, 2021.