Чага-Байрам – это алтайский Новый год. Праздник начинается с началом новолуния в конце февраля — начале марта. Праздник считается одним из древнейших, пришедшим из глубины веков.
1995 – встреча нового года по алтайскому календарю стала организовываться районными и сельскими администрациями Усть-Канского, Онгудайского и Кош-Агачского районов.
2013 – Госсобрание Эл-Курултай Республики Алтай внесло поправки в закон «О праздничных и памятных днях, юбилейных датах в Республике Алтай». С этого времени Чага-байрам в Республике Алтай был объявлен народным праздником.
2020 – праздник Чага-Байрам вошел в «Национальный календарь России» как одно из самых значимых событийных мероприятий 2020 г.
Значение для имиджа региона
Важным для организации Чага-байрам является определение даты и места проведения праздника, поскольку эти процессы связаны с нахождением луны в новой фазе. В зависимости от фаз луны проводятся те или иные обряды и ритуалы. Так, обряд Сан салыр является важной и особой частью празднования.
С началом возрождения традиций алтайского народа были восстановлены священные места с установлением символа духа-посредника Дьайыка (Jайыка) и жертвенника — тагыла. Возле таких священных мест нельзя веселиться, шуметь, важно уважительно и бережно относиться к традициям алтайского народа. При выполнении всех обрядов используется можжевельник, который является символом живого, одушевленного растения. После исполнения обрядов непосредственно начинается празднование: готовятся национальные блюда, устраиваются всевозможные культурные и спортивные мероприятия.
В целом праздник направлен на сохранение традиционной культуры, языка алтайского народа, развитие народного творчества и, таким образом, способствует формированию имиджа Республики Алтай как региона с уникальными этгническими традициями.
Литература
- Ойноткинова Н.Р. Календарные обряды и праздники алтайцев и телеутов: классификация и общая характеристика // Сибирский филологический журнал. 2022. № 3. С. 153-165.
- Курьянова Т.С, Золотарева Н.В., Чарышова М.Ю. Музейная педагогика как инструмент актуализации этнокультурного наследия северных ханты и алтайцев // Исторический курьер. 2021. № 2 (16). С. 166-177.
- Тадина Н.А., Ябыштаев Т.С., Байгоиакова Г.А. Родовые старейшины в сохранении ритуальных практик: на примере праздников Чага байрам и Эл Ойын (Республика Алтай, Россия) // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Выпуск XXI: сб. науч. Барнаул, 2015.