Ученые института истории и международных отношений АлтГУ (д. и. н. Юрий Чернышов, к. и. н. Анна Дерендяева, Снежанна Исакова, к. и. н. Павел Ульянов) в течение мая 2023 года провели экспертный опрос в Алтайском крае и в Республике Алтай по теме «Формирование имиджа региона: роль историко-культурных символов (на примере Алтайского края и Республики Алтай». Исследование было выполнено по гранту Российского научного фонда № 23-28-00822.
Комплексное изучение этих двух граничащих друг с другом субъектов Российской Федерации необходимо для того, чтобы более эффективно использовать их богатое и разнообразное историко-культурного наследие для повышения потенциала регионов. Кроме того, данное исследование способствует выявлению и систематизации наиболее важных историко-культурных символов, которые могут существенно влиять на формирование положительных имиджей «двух Алтаев».В опросе участвовало 50 экспертов, из них 25 из Алтайского края и 25 из Республики Алтай. Более половины опрошенных имеют ученые степени кандидата или доктора наук. Перечень специализаций экспертов довольно широкий: это география, история, политология, право, культурология, международные отношения, регионоведение, социология, экономика, филология, философия и т. д.; среди них есть не только вузовские ученые, но и госслужащие, депутаты, деятели культуры, журналисты, музейные работники, представители турфирм и т. д.
В задачи исследования входит:
- выделить объективные факторы, которые, по мнению экспертов, в наибольшей степени влияют на формирование как положительного, так и негативного имиджа изучаемых регионов;
- выявить основные ассоциации, которые имеют отношение к «внешнему» имиджу Алтайского края и Республики Алтай, а также к имиджу столиц данных регионов — Барнаула и Горно-Алтайска;
- оценить роль официальных символов в процессах конструирования регионального имиджа;
- определить основные, по мнению опрошенных, историко-культурные символы регионов («знаковые фигуры», исторические события, праздничные и памятные даты, учреждения культуры, памятники и здания и т. д.);
- проанализировать и обобщить рекомендации экспертов по проведению региональной имиджевой политики в Алтайском крае и Республике Алтай.
Уже сейчас можно сказать, что опрос, проведенный по более чем 20 аспектам темы, принес довольно много интересных оценок и полезных рекомендаций. Так, были определены ключевые историко-культурные символы «двух Алтаев», составлен «рейтинг» важных «знаковых фигур», исторических событий, памятников, зданий и даже брендов т. д. Кроме того, экспертами были выделены «слабые» и «сильные» стороны в проведения имиджевой политики в Алтайском крае и Республике Алтай.
В ходе исследования были получены результаты компаративного анализа, касающегося установления корреляции официальных символов (герб, флаг и гимн) с имиджем территории. В целом эксперты из Алтайского края не слишком уверены в том, что герб и флаг региона в нынешнем их виде хорошо выполняют имиджевую функцию (52% по гербу и 24% по флагу), в то время как респонденты Республики Алтай гораздо более уверенно дают положительные оценки (80% и 80% соответственно).
(диаграммы смотрите на сайте)
Кроме того, в Алтайском крае, где до сих пор нет официально принятого гимна, лишь 20% экспертов высказались об отсутствии необходимости принимать его, в то время как 88% экспертов из Республики Алтай посчитали, что действующий в их регионе гимн хорошо способствует формированию положительного имиджа.
(диаграммы смотрите на сайте)
— Уже эта информация побуждает задуматься: может быть, стоит вернуться к вопросу об официальной символике Алтайского края, подготовить на высоком профессиональном уровне возможные варианты решений и провести широкое их обсуждение? Тем более, что нынешний герб региона из-за нарушений в правилах геральдики не был утверждён Геральдическим советом и не внесён в Геральдический регистр. Стоит при этом вспомнить и об отсутствии гимна у нашего региона, — подытожил руководитель проекта, профессор Юрий Чернышов.
Полученные результаты экспертного опроса еще обрабатываются, готовится к публикации научная статья по основным итогам.
Организаторы опроса выражают искреннюю благодарность всем экспертам, которые представили содержательные ответы и поделились ценными практическими рекомендациями.