Чевалков Николай Иванович

Биография

1892 – Чевалков Н.И. родился в с. Улала Томской губернии (ныне – Горно-Алтайск, Республика Алтай).

1905 – поступил в Бийское катехизаторское училище, готовившее учителей для одноклассных школ духовной миссии.

1920-1922 – учился в Алтайской губернской художественной школе (г. Барнаул).

C 1923 г. – работал учителем рисования в школе в с. Улала. Позже создал свою художественную студию при данной школе.

C 1925 г. – организатор и участник художественных выставок в с. Улала.

1926 – в г. Новосибирске было образовано общество художников «Новая Сибирь». Одним из членов-учредителей общества стал Н.И. Чевалков.

Чевалков Н.И. Архив сайта Национальная Библиотека Республики Алтай им. М.В. Чевалкова. URL: https://nbra.ru/developments/novosti/3346-rubrika-iz-istorii-ojrotii-n-i-chevalkov-illyustrator-pervykh-uchebnikov-ojrotii?clckid=a1732e79

1927 – участник 1-го съезда сибирских художников и Всесибирской художественной выставки.

1930 – участник «Первой объединенной выставки картин алтайских художников».

1931-1937 – преподавал в Ойрот-Туринской художественной школе.

1937 – смерть художника.

Чевалков Н.И. Ожидание переправы на Телецком озере, 1926 г. Архив сайта Новосибирский государственный художественный музей. URL: https://www.nsartmuseum.ru/collection/art-siberia

Основные работы Н.И. Чевалкова находятся в художественных собраниях музеев Горно-Алтайска, Бийска, Барнаула, Новосибирска, Омска, Иркутска.

Значение для имиджа региона. Политика памяти.

Творчество Н.И. Чевалкова положительно влияет на имидж Республики Алтай, так как образы, запечатленные на его полотнах, раскрывают жизнь алтайцев. Современники называли художника «сибирским Рерихом», «сибирским Гогеном», «сибирским Пиросмани». При этом картины Н.И. Чевалкова носят этнографический характер: на них изображены фигуры алтайцев, природные элементы, национальные символы. Кроме того, художник оформлял учебники для жителей Ойротии, рисуя «от сердца». Известно, что он часто полемизировал с другим известным алтайским художником, Г.И. Чорос-Гуркиным, считая, что тот, как фотограф, «копирует природу». Чевалков в собственном стиле пытался выразить дух алтайского народа, показать гармоничное согласие человека и природы, и у него это прекрасно получилось.

Литература

  1. Важова Е.В. Самобытность жанровых мотивов в пейзажной живописи Н.И. Чевалкова как отражение национальных традиций алтайского народа // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 321. С. 72-74.
  2. Маточкин Е.П. Художественное наследие и проблемы преемственности в изобразительном искусстве Горного Алтая: автореферат диссертации доктора искусствоведения. Барнаул, 2011.
  3. Эдоков В.И. Чевалков Н.И. Очерки о жизни и творчестве. Горно-Алтайск, 1972.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *