См. также статью «Усадьба Г.И. Чорос-Гуркина (Чемальский район)»
История
1941-1945 – дом, в котором проживал знаменитый художник Г.И. Чорос-Гуркин до его расстрела в 1937 г., был передан Аносской средней школе; мастерская, аил и хозяйственные пристройки были разобраны.
1956 – после реабилитации был создан музей художника. Кроме того, предпринята неудачная попытка восстановления усадьбы. Неоднократно предпринимались попытки восстановления и в 1957, 1982, 1989 годах.
1992 – на доме была установлена мемориальная доска.
1996 – дом Г.И. Чорос-Гуркина включили в перечень алтайских культурных памятников на основании постановления Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай.
2005 – начались реконструкционные работы в доме-музее Г.И. Чорос-Гуркина под руководством Агентства по культурно-историческому наследию при Правительстве Республики Алтай (АКИН).
2006 – был основан филиал Национального музея Республики Алтай имени А.В. Анохина.
2009 – во время празднования 140-летия со дня рождения художника Г.И. Чорос-Гуркина был проведен ряд мероприятий, в том числе и реконструкция его художественной мастерской.
2010 – музею-усадьбе был выделен в пользование земельный участок в 4,5 га на территории, прилегающей к селу Анос, для создания охранной зоны.
2011 – было проведено торжественное открытие мастерской Г.И. Чорос-Гуркина.
Политика памяти. Значение для имиджа региона
Один из интереснейших филиалов Национального музея имени А.В. Анохина напрямую связан с жизнью и творчеством алтайского художника Г.И. Чорос-Гуркина. Именно в этом доме, где сейчас находятся музей и мастерская художника, были написаны наиболее известные его произведения — «Хан-Алтай», «Озеро горных духов», «Корона Катуни» и т.д. Сюда, в этот «райский уголок», в гости к нему приезжали А.В. Анохин, Г.Д. Гребенщиков, Г.Н. Потанин, В.Я. Шишков и другие известные общественные деятели, художники и писатели. О значимости данного филиала в культурно-историческом контексте написала в своей статье российская исследовательница Л.А. Брагина. Она подчеркнула: «Источником вдохновения художнику-пейзажисту служила алтайская природа, потому и одной из главных задач в реставрации музея-усадьбы является воссоздание культурного ландшафта времени жизни и деятельности художника. Все посадки в усадьбе Гуркин делал сам… Художник превратил свою усадьбу в удивительный и прекрасный уголок живой природы». Кроме того, она добавила: «Уникальность усадьбы в том, что это органичное продолжение живой природы, не знавшее современных гидросооружений и строительной техники». Творчество алтайского художника Г.И. Чорос-Гуркина было тесно связано с духом места его живописных и графических трудов. В настоящее время в Республике Алтай Г.И. Чорос-Гуркин воспринимается зачастую как «гений места», и память о нем все в большей степени встраивается в формирование имиджа всего региона.
Литература
- Брагина Л.А. Культурно-историческое значение музея-усадьбы Г.И. Чорос-Гуркина // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2014. № 2 (14). С. 72-76.
- Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина // Национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина [официальный сайт]. URL: https://www.musey-anohina.ru/index.php/o-muzee/filialy/item/154-muzej-usadba-g-i-choros-gurkina
- Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина // Алтай туристический [сайт]. URL: https://www.vtourisme.com/altaj/bogatstva-altaya/muzei/1368-muzej-usadba-g-i-choros-gurkina
- Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина // Анос, Республика Алтай [сайт]. URL: https://ahoc.ru/muzej-usadba-choros-gurkina/
- Усадьба Г.И. Чорос-Гуркина // Историко-архивный путеводитель по Горному Алтаю [сайт]. URL: https://visit-altairepublic.ru/turizm-i-otdykh/obekty-turizma/infrastruktura/usadba-g-i-choros-gurkina/