Петроглифы урочища Калбак-Таш (Онгудайский район)

История

Калбак-Таш в Горном Алтае и изображение петроглифов. Источник: сайт Туристического клуба «Восток». URL: https://club-voshod.com/info/pohodnoe_info/dostoprimechatelnosti/altai/altay_petroglify_urochishcha_kalbak_tash/

1912 – петроглифы впервые были обнаружены и зарисованы художниками Д.И. Кузнецовым и Г.И. Чорос-Гуркиным.

Калбак-Таш в Горном Алтае и изображение петроглифов. Источник: сайт Туристического клуба «Восток». URL: https://club-voshod.com/info/pohodnoe_info/dostoprimechatelnosti/altai/altay_petroglify_urochishcha_kalbak_tash/

1980-е – началось научное исследование происхождения петроглифов учеными Е.А. Окладниковой и В.Д. Кубаревым.

Политика памяти. Значение для имиджа региона

Калбак-Таш привлекает оно внимание тем, что в его окрестностях расположены скалы, покрытые древнейшими рисунками. Cделаны эти рисунки около IV тыс. лет назад. Стоит сказать, что Калбак-Таш играл в жизни древнего человека на Алтае огромную роль, так как служил священным местом, хранящим множество преданий. О важности петроглифов российский археолог Глеб Кубарев высказался в интервью Виктории Хрусталевой, опубликованном в журнале «Нож» 10.01.2023. Отвечая на вопрос, имеют ли отношение к европейским рунам алтайские руны, исследователь сначала сказал: «Это [cвятилище Калбак-Таш] не только самое крупное местонахождение руноподобных надписей на Алтае, но и во всей России». И затем добавил: «Сегодня современные исследователи настаивают на термине «руноподобные надписи», чтобы не было путаницы с европейскими рунами. Потому что сходство между ними исключительно внешнее и обусловлено тем, что надписи наносились на скалы — очень твердую поверхность. Начертить на скале закругленные знаки с плавными очертаниями не получится, поэтому все они угловатой формы. Все совпадения случайны. «Рунами» сибирские наскальные письмена назвали финские ученые, которые искали свою прародину в Сибири и пытались прочитать эти знаки как древнегерманские руны. Позже выяснилось, что к европейским народам эта письменность не имеет отношения, она читается и переводится по-другому. До нас дошла лишь малая часть этих надписей — в основном та, которая выполнена на скалах. Совершенно точно можно сказать, что тюркоязычные кочевники писали и на мягких материалах: на территории Восточного Туркестана были найдены образцы книг. Но сохраняются, в основном, эпитафии, посетительские надписи, иногда религиозные тексты. Известны надписи бытового содержания, едва ли не долговые расписки. Все примерно как в современной жизни — очень разные тексты». В настоящее время Калбак-Таш является одним из самых известных памятников древности и популярным местом для туристов в Республике Алтай.

Калбак-Таш в Горном Алтае. Источник: cайт Туристика.ру URL: https://turistka.ru/altai/info.php?ob=1238

Литература

  1. «Если мне удается найти что-то интересное, я далеко не всегда рассказываю об этом местным жителям». Археолог Глеб Кубарев — о недавних мифах, тысячелетних петроглифах и «рунах» древнего святилища Калбак-Таш на Алтае // Нож [сайт]. URL: https://knife.media/kalbak-tash/
  2. Окладникова Е.А., Марсадолов Л.С. Наскальные образы быка и хищника горы Калбак-Таш: к вопросу об информационной проточности древних культурных ландшафтов Евразии // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2016. Т. 2. № 4. С. 14-26.
  3. Окладникова Е.А. Решетчатые фигуры на горе Калбак-Таш (Горный Алтай) // Археология, этнография и антропология Евразии. 2011. № 3 (11). С. 120-127.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *